1. Списание себестоимости запасов — в чем проблема?
Практически все предприятия в той или иной мере используют в своей деятельности товарно-материальные запасы (товары, материалы, запасные части и т.п.).
Учитываются эти активы как по сумме, так и по количеству. соответственно все операции должны отображать замену как количественных, так и в показателях стоимости.
В процессе деятельности с этими запасами происходят разные операции: оприходование от поставщика, перемещение между складами, реализация покупателям, списание на производство и т.д.
В некоторых операциях (документах) явно указывается количество и стоимость запасов (приходная накладная). Это документы, которые регистрируют приход запаса на баланс компании.
Но в большинства операций в реальности известно только количество (перемещение между складами, списание и т.д.). Для таких операций стоимость необходимо учитывать на основе истории по данной карточке запаса.
В автоматизированных системах учета стоимость запасов в таких операциях определяется автоматически (исходя из остатков количества та стоимости на начала соответствующей операции). С этого следует, то корректность операции зависит от корректности остатков на начало операции.
Автоматизированные системы учета (в том числе 1С:Предприятие) дают возможность корректировать документы «задним числом». Это приводит к ситуаций, когда рассчитанная ранее документами себестоимость неактуальна и необходимо последовательно перепровести документы, чтоб себестоимость для списания рассчиталась правильно.
2. Зачем это бизнесу?
Некорректное списание себестоимости является причиной следующих проблем:
Неправильная стоимость запасов по учету (сумма без количества, отрицательная себестоимость).
Некорректный расчет себестоимости при продаже,что автоматически делает некорректными показатели валовой прибыли и рентабельности.
Невозможность рассчитать финансовый результат деятельности компании.
Эти проблемы существенно ухудшают возможность контролировать эффективность бизнеса и усложняют принятие решений.
3. Что можно получить с помощью «стандартных» возможностей 1С?
Платформа 1С: Предприятие для борьбы с проблемами, которые возникают при проведении документов «задним числом», имеет отдельный механизм — «Границы последовательностей». Данный механизм отслеживает самый поздний документ, который был проведен «задним числом» и позволяет повторно провести все документы, которые могут поменять свои расчеты.
Но этот метод имеет свои недостатки:
- «Правильность» ситуации определяется простым, но совершенным условием: если документ провелся — значит «все хорошо». Ситуации, когда документы проводятся, но технически не являются корректными (например — разрешенные отрицательные остатки, ошибка логики проведения) механизмом не отслеживаются.
- По технологии механизму необходимо перепровести все документы, которые могут изменить свои расчеты, без исключения (например, изменили только данные по одному товару, а нужно перепровести все перемещения, расходные, списание, не зависимо есть ли этот товар в этих документах). Особенно это критично для баз данных с большим количеством документов.
4. Какие есть возможности решения данных проблем?
Для поиска некорректных ситуаций и автоматического исправления части проблемных ситуаций предлагается обработка «Проверка и исправление себестоимости».
Данная обработка имеет следующий функционал:
Проверяет техническую корректность остатков на начало периода, который проверяется и после каждого документа (наличие отрицательных остатков по количеству и сумме, сумм без количества).
Отдельная проверка только по количеству (поиск расхода раньше прихода).
Режим перепроведения проблемных документов, так как часть проблем решается простым перепроведением.
Перепроведение только тех документов, в которых присутствует «проблемная» карта запаса (это существенно уменьшает количество документов, которые необходимо перепроводить).
Возможность автоматической смены времени некоторых документах в рамках одной даты (например: перемещение приходной накладной на начало дня).
Последовательная проверка по одному дню (для баз с большим количеством документов).
Возможность автоматического запуска после рабочего дня и остановки перед рабочим днем утром (для баз с большим количеством документов).