1. Управленческий план счетов — что это?
План счетов – это система бухгалтерских счетов для ведения учета.
Технология ведения учета на плане счетов базируется на концепции закрытого баланса и двойной записи любой финансовой операции. Согласно этого утверждения суммы активов и пассивов (с учетом финансового результата) равны друг другу. Любая отдельная финансовая операция должна отвечать принципу: сумма, которая списывается с одних счетов (кредит) должна быть равна сумме, которая приходуется на другие (дебет).
План счетов бухгалтерского учета является основой технологии ведения бухгалтерского учета согласно государственных нормативных документов.
Управленческий план счетов — система бухгалтерских счетов для ведения управленческого учета.
От бухгалтерского плана счетов отличается тем, что разрабатывается и утверждается не государственными органами, а руководством компании.
2. Зачем это бизнесу?
Технология ведения учета в разрезе плана счетов удобна и надежна для финансового анализа компании в целом. Кроме того эта технология является общепринятым стандартом ведения финансового учета.
Для бухгалтерского учета для каждого зарегистрированного юридического или физического лица ведется отдельный баланс.
Для управленческого учета баланс, как правило, ведется в целом по компании.
В некоторых случаях управленческий баланс разделяется по направлениям деятельности (проектам). Это позволяет контролировать финансовый результат по бизнесу в целом и по отдельным направлениям деятельности. Такой вариант очень актуален если по отдельным направлениям деятельности разные владельцы(или разные доли совместной собственности).
3. Что можно получить с помощью «стандартных» возможностей 1С?
В типичных конфигурациях учета по плану счетов реализован только для ведения регламентированного (официального бухгалтерского) учета.
Ведение управленческого учета реализовано на других механизмах (в основном на регистрах накопления). Но эти технологии не контролируют исполнение принципа двойной записи.
Для каждого раздела учета создаются отдельные программные объекты сохранения информации (регистры) с соответствующими отдельными отчетами («Ведомость по партиям товаров на складах», «Ведомость по взаиморасчетам с контрагентами», «Ведомость по денежным средствам»).
Некоторые типичные конфигурации имеют готовый отчет «Баланс» (например «Управление небольшой фирмой»).
Другие конфигурации (например «Управление торговым предприятием», «Управление производственным предприятием») не имеют готового отчета и для того, чтоб сформировать баланс необходимо собрать данные с разных отчетов.
4. Как можно получить возможность ведение управленческого учета по плану счетов?
Сложность реализации ведения управленческого учета по плану счетов очень зависит от базовой типичной конфигурации, на которой планируется внедрение.
Это обусловлено тем фактом, что реализация этого механизма «с нуля» является очень трудоемкой. Поэтому, как правило, эту технологию внедряют в конфигурациях, в которых предусмотрен регламентированный учет по плану счетов.
Так же для уменьшения трудозатратности и удобства работы пользователей за управленческий план счетов берут план счетов регламентированного учета. Это позволяет максимально использовать стандартные инструменты работы с планом счетов и для управленческого учета (те самые программные объекты для сохранения данных, тот же самый комплекс отчетов).
Так как типичный функционал ориентирован на разделение балансов по организациям, для ведения управленческого учета используется отдельная служебная организация «Управленческая». Это позволяет просто отделить управленческие данные в отдельный баланс.
При необходимости реализуется дополнительное четкое разделение по отдельным направлениям деятельности (проектам).
Для получения возможности ведения управленческого учета по плану счетов необходимо:
- Оценить сложность внедрения технологии на конкретной конфигурации (или уже реализованный в конфигурации базовый функционал для работы с планом счетов).
- Определиться возможно ли будет использовать для управленческого учета планы счетов бухгалтерского учета.
- Определившись с датой начала ведения управленческого учета по плану счетов, внести начальные остатки на выбранную дату (остатки должны совпадать с данными по управленческим регистрам).
- Реализовать логику проведения всех документов (которые будут использоваться), для параллельного отображения управленческих данных на плане счетов (по организации «Управленческая») начиная с выбранной даты начала параллельного ведения управленческого учета по плану счетов.
- Для контроля соответствия управленческих данных на плане счетов данным по управленческим регистрам желательно использовать технологические отчеты-сверки. Эти отчеты должны показать все расхождения между параллельными механизмами учета. Такие ситуации могут быть в случаях, когда или программист не предусмотрел все особенности проведения документов (а их очень много), или компания начинает использовать новые документы (такие виды документов, которые ранее не использовались в деятельности).